Друк

Лучшая защита от скиммеров – бережное отношение к кредитной карте

16.12.2013
Проблемы, связанные с мошенничеством с кредитными картами, к сожалению, сегодня нередки и затрагивают не только интересы самих клиентов, но и финансовых учреждений, услугами которых они пользуются. Как обезопасить себя от неприятностей, а если они произошли, то каким образом можно рассчитывать на возврат денег?

Вашему вниманию – экспертные комментарии начальника управления внутренних платежных систем АО «ИМЭКСБАНК» Владимира СМЫКОВА и начальника сектора риск-мониторинга платежных карт Александра КОМИСАРЧУКА.

- Итак, в каких случаях держатель кредитной карты, пострадавший от мошенников, может рассчитывать на возврат своих средств банком-эмитентом?

В.С.: - Взаимные обязательства между эмитентом и держателем платежной карточки регламентируются правилами определенной платежной системы, договором между банком и держателем. Обычно, в случае если держатель своевременно не проинформировал банк об утере или невозможности использования карты и о необходимости изъятия карты из обращения, или не сохранил тайну своих PIN-кодов, банк не несет ответственности за возможное использование карточки и PIN-кода третьими лицами и нанесенные держателю при этом убытки. Если в ходе расследования не подтвердится вина держателя, то он может рассчитывать на возврат средств со стороны банка.

А.К.: - Если банк получил какие-то данные от платежной системы, от других банков, в том числе и от правоохранительных органов о том, что были произведены какие-то мошеннические действия, объектом которых оказался наш клиент, то будет принято положительное решение для клиента.

- Опишите, пожалуйста, подробно возможные случаи с конкретными примерами.

А.К.: - Наиболее распространенные виды мошенничества – это скимминг и махинации с платежными картами в Интернете. В этом году нам пришлось столкнуться с новым видом мошенничества - cash trapping – это захват наличных с помощью специальных устройств, на них мошенники наносят клейкую ленту либо субстанцию, к которой прилипают банкноты.

- Какие случаи мошенничества не подпадают под возврат украденных средств?

А.К.: - Когда действия умышленно были совершены самим клиентом или если он не соблюдал в точности условия договора, правил пользования платежной карточкой и тем самым спровоцировал мошеннические действия.

- Что делать держателю, пострадавшему от мошенников? Опишите, пожалуйста, последовательность действий с точным указанием, куда с какими заявлениями обращаться.

В.С.: - Первое что должен сделать любой держатель карты – обратиться в Call-центр с целью блокирования карты и других мер - в зависимости от вида мошенничества, а затем подать письменное заявление в банк-эмитент в сроки, предусмотренные договором между банком и клиентом с целью проведения банком служебного расследования.

А.К.: - Если это не в компетенции банка, клиент в праве обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел, после чего следователь притупит к сбору информации для проведения следственных действий, передачи дела в суд и т.п.

- Каким образом происходит компенсация украденных средств, как долго клиенту приходится ждать?

В.С.: - Что касается сроков возмещения, то тут все зависит от правил конкретной платежной системы, поскольку у каждой из них свои сроки возврата денег.

А.К.: - Каждое дело по-своему уникально, и его рассмотрение может занять от месяца до полугода. А если дело будет рассматриваться в судебном порядке, то сроки могут увеличиться.

- Что вы можете посоветовать держателям кредитных карт, чтобы они не пострадали от мошенников?

В.С.: - Держатель должен осторожно обращаться с картой, не разглашать PIN-код и другие реквизиты карты, в т.ч. родственникам, знакомым, работникам банка, кассирам и лицам, которые пытаются помочь ему во время использования карты. Не использовать карту после окончания срока ее действия. Пользоваться картой имеет право только ее держатель.

Проведение операции с использованием карты должно происходить в его присутствии. Он имеет право называть номер карточки исключительно тем лицам, которые оформляют операцию с использованием карточки и работникам Единого информационного центра.

Резюме – держатель должен осторожно обращаться со своей платежной картой и в случае возникновения подозрений на мошеннические операции незамедлительно обращаться в банк.

А.К.: - У банка много инструментов для борьбы с мошенничеством, которые он может предоставить клиенту, включая SMS-информирование, установление суточного лимита на снятие средств, количества операций. Также я советую для расчета в сети Интернет использовать отдельную карточку. Все это поможет вам минимизировать возможные потери от мошенничества.