IBI-Rating: расходы на обслуживание государственного долга и значительные социальные расходы снижают потенциал прямой поддержки реального сектора

Согласно проекту Государственного бюджета на 2017 год, платежи по обслуживанию прямого государственного долга Украины в 2017 году могут составить 112,3 млрд. грн. (экв.). Указанные расходы на 5% превышают расходы на экономическую деятельность (106,8 млрд. грн., в т.ч. за счёт государственного бюджета – 54,4 млрд. грн.) и в 5,2 раза больше запланированных расходов на ЖКХ в указанном периоде (21,6 млрд. грн.). За январь-июль 2016 года расходы на обслуживание государственного долга составили 51,97 млрд. грн., что составляет 14,8% кассовых расходов бюджета в указанном периоде; при этом, общий объем платежей по государственному долгу составил 111,4 млрд. грн. При этом, по отдельным распределителям бюджетных средств (в частности, Укравтодору), более половины общих выплат будет направлено на обслуживание и погашение внешних заимствований, что ограничивает их операционные возможности.

В рамках финансирования расходов на социальное обеспечение (в т.ч. трансферты Пенсионному фонду и расходы на предоставление субсидий) в 2017 году предусмотрено 288,6 млрд. грн., что составляет 30% от общего объёма кассовых расходов указанного периода. Кассовые расходы социального направления за 7 мес.2016 года составили 261 млрд. грн., что почти на треть превышает показатель аналогичного периода 2015 года.


Бюджетный дефицит, как и в предыдущих периодах, планируется покрывать за счёт привлечения внешних заимствований. В проекте Государственного бюджета Украины на 2017 год предусмотрено почти 220 млрд. грн. на обслуживание и погашение прямых государственных обязательств Украины. При этом (согласно данным Приложения к Проекту), объем привлечения средств на внешнем рынке в указанном периоде запланирован на уровне 86,89 млрд. грн. (экв.), на внутреннем – 103,9 млрд. грн. (экв.). Размер прямого государственного долга на конец 2017 года прогнозируется на уровне 1,72 трлн. грн. (экв) и будет состоять преимущественно из прямых внешних заимствований от государств, международных финансовых организаций, облигаций внешнего долга, а также ОВГЗ.

По мнению IBI-Rating, уровень расходов на обслуживание государственного долга не является критическим для бюджета, хотя и снижают потенциал прямой поддержки реального сектора. Учитывая дисбалансы в бюджете Пенсионного фонда, а также увеличение расходов на компенсацию базовых коммунальных расходов граждан, социальные расходы также будут существенно ограничивать инвестиционные возможности при реализации бюджетной политики.


Для справки: при предельно допустимом значении государственного долга – 1,5 трлн. грн. (экв), на начало августа 2016 года его размер составил 1,43 трлн. грн. (экв.). Общий объем государственного долга страны (прямой и гарантированный) на соответствующую дату составил 1,66 трлн. грн. (экв.).