Печать

Зачем закон там, где можно решать вопросы на местном уровне: о проблемах застройки Киева

22.04.2015
Комментарий относительно проекта Закона №2629 от 10.04.2015 "О моратории на строительство объектов на отдельных земельных участках в г. Киеве".

Обсуждение проблемы незаконного строительства набирает обороты. Из Интернет-пространства и страниц профессиональных изданий оно выплеснулась на страницы масс-медиа и в телеэфиры. Сейчас уже считается хорошим тоном в серьезной новостной программе поднять вопрос о недобросовестных застройщиках. При этом не ограничиваются примером одного-двух строительных объектов, а действуют широкими мазками, говоря о значительном количестве компаний-застройщиков, работа которых осуществляется вне правового поля. И, соответственно, число жилья, введенного незаконным образом, растет на глазах изумленных телезрителей в геометрической прогрессии.

Большой вал реальных проблем, с которыми сталкиваются не только инвесторы в новостройку, но и местные власти, ответственные за содержание и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры и обустройство города, вынуждает депутатов всех уровней уделить этому вопросу свое внимание. Одной из форм реакции стало внесение в Верховную раду проекта Закона «О моратории на строительство объектов на отдельных земельных участках города Киева».

Как директор рейтингового агентства, которое неоднократно оценивало надежность строительных проектов, могу подтвердить: проблема действительно существует и в последние годы она лишь усугубляется. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуациями, когда строительные работы начинались при отсутствии необходимой разрешительной документации. А параллельно происходило привлечение средств инвесторов для осуществления соответствующего строительного проекта. С сожалением должен констатировать, что низкие рейтинги, присвоенные таким объектам, или их отсутствие, как правило, не останавливают будущего «новосела». Ориентир исключительно на низкую цену квадратного метра по-прежнему остается ключевым мотиватором при принятии инвестиционного решения.

Сразу же хочу сказать, что принятие Закона «О моратории на строительство…» не позволит решить ни вопрос упорядочивания ситуации на первичном рынке жилья, ни проблему повышения грамотности и ответственности инвесторов. В принципе понимают это и авторы данного закона, поскольку изначально указывают, что речь идет о временной мере до принятия нового Генерального плана г. Киева. Какие задачи может решить мораторий? К сожалению, проект закона, как и пояснительная записка, ответы на данный вопрос не дает.

Выскажу свои предположения, касающиеся решаемых и нерешаемых при помощи этого законопроекта вопросов. Введение в действие данного закона позволит: приостановить застройку территории Киева, определиться с текущим и потенциальным уровнем нагрузки на городскую инфраструктуру. Не позволит: решить вопросы, касающиеся дальнейшего развития жилищного строительства в городе (предполагается, что может решиться в случае принятия нового Генплана), защиты инвесторов от недобросовестных застройщиков и очищения рынка от таких компаний (подобные механизмы не предусмотрены проектом закона).

Впрочем, есть еще ряд задач, которые, возможно, закон призван решить. Отсутствие четкого механизма определения проблемных строек может способствовать перераспределению рынка жилищного строительства между основными участниками. Наличие раздела, связанного с проведением выборочной застройки в случае общественной необходимости, также открывает дополнительные возможности для отдельных строительных компаний. Отсутствие временных рамок, в которые должен быть принят Генеральный план г. Киева, указывает на возможность искусственного продления моратория в интересах отдельных игроков рынка.

Это только несколько наиболее явных пробелов в законе. Также непонятно, почему он касается лишь Киева, хотя проблема является типичной для всей Украины. И наконец, я так и не нашел объяснение одному факту: если контроль реализации норм данного закона планируется возложить на те же органы, которые этим занимаются и сейчас, а механизм наказания недобросовестных застройщиков отсутствует, то в чем смысл подобного закона. Не проще ли повысить эффективность работы тех органов государственной власти, которые должны отвечать за соблюдением существующих норм и обойтись без привычных выстрелов из пушки по воробьям. Мне кажется, что в стране, которая так стремится в Европу, пора прекратить решать все проблемы исключительно на уровне высших органов власти, будь то парламент или Президент. Следует просто повышать эффективность деятельности обычных исполнителей, наряду с их же ответственностью за недобросовестно выполненную работу.

Григорий Перерва, директор Рейтингового агентства IBI-Rating.

За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресс-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua