Печать

IBI-Rating повысило рейтинг инвестиционной привлекательности Одессы

05.07.2019
Национальное рейтинговое агентство ІВІ-Rating сообщает о повышении рейтинга инвестиционной привлекательности Одессы до уровня invАА-. Кредитный рейтинг города подтвержден на уровне uaA с прогнозом «стабильный».

Такие уровни рейтингов отражают отличную инвестиционную привлекательность и высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам. «Стабильный» прогноз, с наиболее высокой долей вероятности, предполагает неизменность рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Дмитрий Задесенец, директор муниципального департамента рейтингового агентства IBI-Rating, подчеркнул: «Повышение рейтинга инвестиционной привлекательности обусловлено длительным ростом отдельных показателей социально-экономического развития города, активными действиями местной власти по улучшению инвестиционного климата и внедрением политики «максимального благоприятствования» для бизнеса, а также модернизацией инфраструктуры и транспорта».

При обновлении рейтингов были учтены:

1. Структура экономического комплекса города и динамика ключевых показателей


Экономика Одессы является диверсифицированной, что снижает влияние неблагоприятных коммерческих изменений в отдельных отраслях на ее развитие и обеспечивает стабильные поступления в бюджет города. В 2018 году наблюдался дальнейший рост основных показателей социально-экономического развития: объем реализованной промышленной продукции вырос на 9,1% до 28,2 млрд грн., объем выполненных строительных работ - на 50% до 12,1 млрд грн., розничный товарооборот - на 6,4% до 36,7 млрд грн., внешнеторговый оборот - на 9,9% до 2,1 млрд долл. США. Большинство показателей в пересчете на душу населения продолжают отвечают или превышают средние значение по стране.

2. Конкурентные преимущества и недостатки по сравнению с другими городами страны

Город имеет развитый логистический комплекс, значительное количество учебных заведений (по разным профилям), развитые обслуживающую, коммунальную и социальную инфраструктуру. Значительное количество действующих предприятий, статус одного из крупнейших туристических центров страны и более 1 млн человек населения обеспечивает высокий внутренний спрос на товары и услуги, а также создает хорошую основу для дальнейшего развития производственного сектора и транспортной отрасли. При этом, стоимость трудовых ресурсов ниже, по сравнению с другими «городами-миллионниками». Активные действия по привлечению локальных и иностранных инвестиций, а также политика максимальной прозрачности по отношению к бизнесу со стороны местных властей, положительно влияет на инвестиционный климат в регионе, а также на экономический, кадровый и социальный потенциал города. В Одессе локализованы ключевые органы государственной власти региона.

3. Эффективность финансовой политики и показатели бюджета

По результатам 2018 года доходы бюджета города увеличились на 15,2% до 10,7 млрд грн., что было обусловлено ростом поступлений от собственных источников на 17,3% до 7,2 млрд грн., трансфертов из бюджетов высших уровней - на 11, 2% до 3,5 млрд грн. Доля налоговых доходов в структуре бюджета города составила 56,8%, такие поступления являются диверсифицированными по плательщикам и отраслями, что обеспечивает относительную стабильность и прогнозируемость поступлений в бюджет. Уровень бюджетной обеспеченности продолжает превышать среднее значение по стране и в 2018 году составил 7,1 тыс. грн. Бюджет города остается бюджетом-донором, перечисляя в государственный бюджет реверсную дотацию – 232,3 млн грн. в 2018 году, против 156,6 млн грн. в 2017 году. Из-за увеличения текущих расходов, расходов на обслуживание кредитов при сохранении высокого уровня финансирования капитальных расходов, городской бюджет, выполнен с дефицитом в сумме 595 млн грн., который был покрыт за счет остатков средств и заемного капитала.

4. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов


Активные действия городских властей по модернизации объектов инфраструктуры, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства требуют привлечения дополнительного финансирования, которое в т. ч. происходит за счет привлечения платных ресурсов, что приводит к росту долговой нагрузки на бюджет города. На 01.01.2019 г. показатель консолидированной долговой нагрузки составлял 32,4%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. В дальнейшем ожидается его колебания в пределах 40-42%. Учитывая долгосрочность большинства кредитов и удобный график уплаты процентов, их обслуживание не окажет значительного давления на доходную часть бюджета, по крайней мере, при существующих объемах поступлений. По мнению Агентства, влияние негативных факторов на экономику и финансовую состоятельность города остается умеренным - экономический комплекс города хорошо диверсифицирован и в достаточной мере адаптировался к рискам, возникших в связи с военным конфликтом на востоке Украины и введением торговых ограничений между Украиной и РФ.

Светлана Бедрега, Заместитель городского головы, директор департамента финансов Одесского городского совета прокомментировала результаты обновления рейтингов: «Власти города прилагают максимальные усилия по построению благоприятного инвестиционного климата и создания в Одессе делового и туристического центра международного уровня. Одесса является привлекательной для инвестиций, вызывая интерес со стороны как отечественных, так и иностранных компаний».

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Одесса, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.

Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресс-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua