Печать

IBI-Rating подтвердило кредитный рейтинг и рейтинг инвестиционной привлекательности города Черкассы

29.06.2023
Национальное рейтинговое агентство ІВІ-Rating сообщает о подтверждении кредитного рейтинга города Черкассы на уровне uaА– с изменением прогноза с «негативный» на прогноз «в развитии» и сохранением в контрольном списке (CreditWatch), а также рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне invА–.

Такие уровни рейтингов отражают высокую возможность города рассчитываться по своим долговым обязательствам и высокую инвестиционную привлекательность. Знак «–» указывает на промежуточную категорию рейтинга по отношению к основной категории. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга в течение года. Сохранение рейтинга в контрольном списке обусловлено ухудшением условий деятельности и усилением неопределенности перспектив развития экономики на фоне длительных военных действий на территории Украины из-за агрессии со стороны РФ. В свою очередь, учитывая сохранение положительной динамики собственных доходов бюджета громады, несмотря на продолжающееся военное положение, негативный прогноз был изменен на прогноз «в развитии».

При обновлении рейтингов было учтено:

1. Показатели социально-экономического развития города
Город Черкассы имеет достаточно диверсифицированную экономику и мощный промышленный комплекс. Основу промышленности формируют предприятия химической, пищевой и машиностроения. В городе ведут деятельность более 200 промышленных предприятий. Ряд показателей, характеризующих состояние экономики города, в расчете на 1 человека превышают соответствующие показатели по стране в целом. Структура промышленного комплекса Черкассы преимущественно ориентировочная на внутренний рынок. На промышленных предприятиях Черкассы активно внедряются инвестиционные проекты, направленные на их модернизацию.
Деятельность малого бизнеса оказывает растущее влияние на развитие экономики города. Несмотря на военное положение, увеличивается количество предпринимателей. Так, по данным ГУ ГНС в Черкасской области, количество зарегистрированных физических лиц предпринимателей в городе Черкассы по состоянию на 01.01.2022 г. составило 20 186 человек, а по состоянию на 01.01.2023 г. – 20 497 человек.

2. Эффективность финансовой политики чувствительность бюджета к негативным факторам
За 2022 год в бюджет Черкасской ГТГ поступило 4 343,1 млн грн (что на 32,2% больше объема доходов, полученных в 2021 году). Несмотря на военные действия собственные доходы громады по результатам 2022 года по сравнению с 2021 годом выросли на 49,12% (+1 268,04 млн грн), а их удельный вес в общем объеме доходов увеличился на 10,05 п. п.
Бюджет Черкасской городской территориальной громады за 2022 год выполнен по доходам на сумму 4 343 103,1 тыс. грн, или на 101,3% к годовому плану, по расходам – на сумму 3 829 434,7 тыс. грн, или на 87,8% к годовому плану. Бюджет г. Черкассы характеризуется достаточным уровнем ликвидности. По итогам выполнения бюджета 2022 года соотношение объема остатков на счетах общего фонда к расходам общего фонда составляло 21,64% (против 4,16% по результатам 2021 года). По специальному фонду показатель ликвидности составил 3,48% (против 3,27% за 2021 год). Общий показатель ликвидности по состоянию на 01.01.2023 г. составил 16,66% (против 3,96% на 01.01.2022 г.).
Показатель налогоспособности бюджета Черкасской ГТГ (НДФЛ на 1 жителя) выше среднего по стране, из-за чего к ней применяется механизм горизонтального выравнивания – средства перечисляются в государственный бюджет в виде реверсной дотации. Объем реверсной дотации в 2022 году составил 15,63 млн грн (против 105,64 млн грн в 2021 году). Объем доходов бюджета (без учета трансфертов) в расчете на одного жителя Черкасской ГТГ по результатам 2022 года составляет 7,49 тыс. грн. За 2022 год бюджет громады выполнен с профицитом 511 613,5 тыс. грн (против профицита 105 146,5 тыс. грн за 2021 год).
Долговая нагрузка умеренная: по состоянию на 01.01.2023 г. консолидированный долг городского совета составлял 15,36% от доходов бюджета громады за 2022 год. Объем прямого долга состоит только из остатка задолженности перед государственным бюджетом по среднесрочным и беспроцентным займам, полученным за счет средств единого казначейского счета в 2009-2013 годах в общем объеме 106 216,1 тыс. грн.

3. Инвестиционный потенциал города
Черкассы – областной центр, региональный центр Центральной Украины, промышленный центр Центрального экономического района. В формировании экономики приднепровское положение Черкасщины играет немаловажную роль. Город расположен на пересечении важных транспортных магистралей государства: водных, автомобильных и железнодорожных, что способствует созданию мощного логистического центра.
Черкассы имеют развитую инженерно-транспортную инфраструктуру, и местные власти прилагают значительные усилия в направлении дальнейшего совершенствования, в том числе путем реализации инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций. Значительное внимание уделяется повышению энергоэффективности. Город также имеет качественную торговую, финансовую и бизнес-инфраструктуру. В Черкассах работают 11 современных торговых и торгово-развлекательных центров общей площадью 14 040 кв. м. Для проведения конференций, семинаров, тренингов, презентаций, совещаний, деловых встреч и культурных мероприятий ряд гостиниц города предлагают оснащенные современным оборудованием комфортные конференц-залы. Функционируют 87 отделений 27 банковских учреждений.
Преимуществом города является мощный кадровый потенциал. При этом конкуренция для бизнеса и стоимость трудовых ресурсов ниже по сравнению со столицей. У городского совета есть опыт успешной реализации инвестиционных проектов, в том числе, с участием иностранных доноров. Проекты охватывают следующие сферы: модернизация систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотвода и канализации, обращение с отходами, модернизация энергетических сетей и термомодернизация.

4. Бизнес-среда и инвестиционная политика местных властей
Большинство местных налогов и сборов в Черкассах ниже максимальных ставок, предусмотренных Налоговым кодексом, что создает благоприятные условия для развития бизнеса. С целью увеличения возможностей развития местного предпринимательства и привлечения инвестиций, Черкасским городским советом реализуется Программа содействия привлечению инвестиций и развития предпринимательства в городе Черкассы на 2022-2026 годы. Мероприятия программы предусматривают продвижение потенциала города, содействие субъектам предпринимательства в продвижении собственной продукции и услуг, предоставление организационной, информационной и консультационной поддержки субъектам предпринимательства.
С 2017 года в Черкассах активно работает Агентство регионального развития, оказывающее услуги по выводу предприятий Черкасской области на внешние рынки. Это услуги, связанные с переводом, организацией и проведением переговоров, продвижением инвестиционных проектов, бизнес-обучением и т.д. Кроме того, в Черкассах функционируют ряд организаций, оказывающих разнообразную поддержку действующим предприятиям и начинающим предпринимателям.
Для поддержки инновационной деятельности в 2016 году создан Бизнес-инновационный центр Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого на базе Государственного предприятия «Черкасский государственный центр науки, инноваций и информатизации» как отделенное структурное подразделение университета. В рамках государственной программы стратегического развития Украины и регионов в Черкасской области создан ряд кластерных объединений.

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от г. Черкассы, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.

Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресc-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua