Печать
IBI-Rating подтвердило кредитный рейтинг и рейтинг инвестиционной привлекательности города Сумы
11.09.2020Национальное рейтинговое агентство ІВІ-Rating сообщает о подтверждении кредитного рейтинга г. Сумы на уровне uaА- с прогнозом «в развитии», а также рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне invА-.
Такие уровни рейтингов отображают высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам и высокую инвестиционную привлекательность. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на протяжении года. Он обусловлен усилением неопределенности относительно действий органов власти и хозяйствующих субъектов в случае обострения эпидемиологической ситуации в Украине и мире. Обозначение «-» указывает на промежуточную категорию рейтинга относительно основной категории.
При обновлении рейтингов были учтены:
1. Структура экономического комплекса города и динамика ключевых показателей
Сумы имеют достаточно мощный промышленный комплекс, что предоставляет дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с другими городами Украины. Объем реализации промышленной продукции в расчете на 1 человека существенно превышает аналогичный показатель по Украине в целом (по результатам 2019 года такое превышение составило 40,64%). В 2019 году против предыдущего года наблюдался дальнейший рост ряда показателей социально-экономического развития: объем прямых иностранных инвестиций вырос на 10,18% - до 108,17 млн долл. США, ввод в эксплуатацию жилья на 2,15% до - 66,4 тыс. м2, грузооборот на 114,74% - до 362,70 млн. т. км, экспорт товаров на 10,29% - до 348,41 млн долл. США.
2. Конкурентные преимущества и недостатки по сравнению с другими городами страны
В Сумах локализованы ключевые органы государственной власти области. Кроме того, город имеет хорошую логистику, мощный кадровый потенциал (в Сумах сконцентрировано основные высшие и средне-специализированные учебные заведения региона), а также развитую обслуживающую, коммунальную и социальную инфраструктуру. При этом, конкуренция для бизнеса и стоимость трудовых ресурсов является ниже, в сравнении со столицей и большинством областных центров Украины.
3. Эффективность финансовой политики и показатели бюджета
За 2019 год в бюджет г. Сумы поступило 2,99 млрд грн., при этом, собственные доходы за соответствующий период увеличились на 8,80%. Поступления в бюджет города Сумы умеренно диверсифицированы по источникам и плательщикам. Показатель налогоспособности бюджета (НДФЛ на 1 жителя) г. Сумы является выше среднего по стране, отчего бюджет города остается бюджетом-донором, перечисляя в государственный бюджет реверсную дотацию – 111,09 млн грн. за 2019 год, что на 27,25% больше, чем за 2018 год.
4. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов
Долговая нагрузка на бюджет города остается низкой, что позволяет городским властям рассчитывать на дополнительное привлечение финансовых ресурсов (в т. ч., кредитных), для финансирования мероприятий социально-экономического развития города и инфраструктурные проекты. Так, соотношение объема долговой нагрузки (которое на 97,90% состоит из задолженности по среднесрочным займам, привлеченным с единого казначейского счета в предыдущих бюджетных периодах, и погашение которой, в соответствии с пунктом 21 заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса Украины, не требует законодательного урегулирования этого вопроса) к объему собственных доходов бюджета г. Сумы за 2019 год составило 4,48%. Исходя из объема плановых доходов на 2020 год, по результатам текущего года ожидается снижение долговой нагрузки до 3,18%.
По мнению Агентства, влияние негативных факторов на экономику и финансовую состоятельность города остается умеренным - промышленный комплекс частично адаптировался к рискам, которые возникли в связи с военным конфликтом на востоке Украины и введением торговых ограничений между Украиной и РФ. В то же время, усилились риски для экономики и бюджета города в связи с ожидаемым сокращением доходной базы в 2020 году, что обусловлено введением карантина и изменением законодательства в рамках действий, направленных на борьбу с Covid-19.
5. Действия местных властей в направлении повышения инвестиционного потенциала города
С 2011 года введен порядок представления, рассмотрения и отслеживания инвестиционных проектов по принципу «Единого инвестиционного окна». Функционирует Совет по вопросам привлечения инвестиций в экономику г. Сумы при городском голове. С целью обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, активизации экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности города проводится работа в направлении создания Индустриального парка «Сумы» и утверждение концепции его развития. Приказом Минэкономразвития Индустриальный парк «Сумы» включено в Реестр индустриальных (промышленных) парков Украины. Кроме того, проведена значительная работа в части повышения публичности и улучшения инвестиционного климата.
Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Сумы, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.
Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресс-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua
Такие уровни рейтингов отображают высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам и высокую инвестиционную привлекательность. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на протяжении года. Он обусловлен усилением неопределенности относительно действий органов власти и хозяйствующих субъектов в случае обострения эпидемиологической ситуации в Украине и мире. Обозначение «-» указывает на промежуточную категорию рейтинга относительно основной категории.
При обновлении рейтингов были учтены:
1. Структура экономического комплекса города и динамика ключевых показателей
Сумы имеют достаточно мощный промышленный комплекс, что предоставляет дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с другими городами Украины. Объем реализации промышленной продукции в расчете на 1 человека существенно превышает аналогичный показатель по Украине в целом (по результатам 2019 года такое превышение составило 40,64%). В 2019 году против предыдущего года наблюдался дальнейший рост ряда показателей социально-экономического развития: объем прямых иностранных инвестиций вырос на 10,18% - до 108,17 млн долл. США, ввод в эксплуатацию жилья на 2,15% до - 66,4 тыс. м2, грузооборот на 114,74% - до 362,70 млн. т. км, экспорт товаров на 10,29% - до 348,41 млн долл. США.
2. Конкурентные преимущества и недостатки по сравнению с другими городами страны
В Сумах локализованы ключевые органы государственной власти области. Кроме того, город имеет хорошую логистику, мощный кадровый потенциал (в Сумах сконцентрировано основные высшие и средне-специализированные учебные заведения региона), а также развитую обслуживающую, коммунальную и социальную инфраструктуру. При этом, конкуренция для бизнеса и стоимость трудовых ресурсов является ниже, в сравнении со столицей и большинством областных центров Украины.
3. Эффективность финансовой политики и показатели бюджета
За 2019 год в бюджет г. Сумы поступило 2,99 млрд грн., при этом, собственные доходы за соответствующий период увеличились на 8,80%. Поступления в бюджет города Сумы умеренно диверсифицированы по источникам и плательщикам. Показатель налогоспособности бюджета (НДФЛ на 1 жителя) г. Сумы является выше среднего по стране, отчего бюджет города остается бюджетом-донором, перечисляя в государственный бюджет реверсную дотацию – 111,09 млн грн. за 2019 год, что на 27,25% больше, чем за 2018 год.
4. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов
Долговая нагрузка на бюджет города остается низкой, что позволяет городским властям рассчитывать на дополнительное привлечение финансовых ресурсов (в т. ч., кредитных), для финансирования мероприятий социально-экономического развития города и инфраструктурные проекты. Так, соотношение объема долговой нагрузки (которое на 97,90% состоит из задолженности по среднесрочным займам, привлеченным с единого казначейского счета в предыдущих бюджетных периодах, и погашение которой, в соответствии с пунктом 21 заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса Украины, не требует законодательного урегулирования этого вопроса) к объему собственных доходов бюджета г. Сумы за 2019 год составило 4,48%. Исходя из объема плановых доходов на 2020 год, по результатам текущего года ожидается снижение долговой нагрузки до 3,18%.
По мнению Агентства, влияние негативных факторов на экономику и финансовую состоятельность города остается умеренным - промышленный комплекс частично адаптировался к рискам, которые возникли в связи с военным конфликтом на востоке Украины и введением торговых ограничений между Украиной и РФ. В то же время, усилились риски для экономики и бюджета города в связи с ожидаемым сокращением доходной базы в 2020 году, что обусловлено введением карантина и изменением законодательства в рамках действий, направленных на борьбу с Covid-19.
5. Действия местных властей в направлении повышения инвестиционного потенциала города
С 2011 года введен порядок представления, рассмотрения и отслеживания инвестиционных проектов по принципу «Единого инвестиционного окна». Функционирует Совет по вопросам привлечения инвестиций в экономику г. Сумы при городском голове. С целью обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, активизации экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности города проводится работа в направлении создания Индустриального парка «Сумы» и утверждение концепции его развития. Приказом Минэкономразвития Индустриальный парк «Сумы» включено в Реестр индустриальных (промышленных) парков Украины. Кроме того, проведена значительная работа в части повышения публичности и улучшения инвестиционного климата.
Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Сумы, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.
Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресс-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua