Печать

IBI-Rating подтвердило кредитный рейтинг и рейтинг инвестиционной привлекательности города Белая Церковь

17.07.2019
Национальное рейтинговое агентство IBI-Rating сообщает о подтверждении кредитного рейтинга г. Белая Церковь на уровне uaВВВ+ с прогнозом «стабильный» и рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне invА-.

Такие уровни рейтингов отражают высокую инвестиционную привлекательность и достаточную способность города рассчитываться по своим обязательствам. «Стабильный» прогноз, с наиболее высокой долей вероятности, предполагает неизменность рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Дмитрий Задесенец, директор муниципального департамента рейтингового агентства IBI-Rating, подчеркнул: «Белая Церковь имеет достаточно мощный промышленный комплекс, отличный логистический и туристический потенциал, а также умеренно диверсифицированную экономику, что обеспечивает положительную динамику поступлений в бюджет и его финансовые возможности. Городская власть проводит взвешенную финансовую политику, поддерживая показатели ликвидности бюджета и долговой нагрузки на приемлемом уровне. При этом, ключевые предприятия все еще уязвимы к стабильности рынков сбыта, а потребность в обновлении капитальной базы городского хозяйства остается значительной, что может привести к усилению активности города и коммунальных предприятий на рынке заимствований в среднесрочной перспективе».

Александр Прилуцкий, директор КП БГС «Агентство стратегического развития Белой Церкви», отметил: «Одним из приоритетных направлений деятельности Агентства и городского совета остается поддержка развития малого и среднего бизнеса и создание благоприятной инвестиционной среды. При данных условиях именно инвестиционные ресурсы способны обеспечить формирование современной инфраструктуры как в коммунальном секторе, так и в бизнесе. Прежде всего, это касается развития мультимодального комплекса на базе КП «Белоцерковский грузовой авиационный комплекс», создание бизнес-хаба для полноценной реализации бизнес-инкубационных и акселерационных программ, а также реализации других проектов, которые являются неотъемлемой частью политики развития почти каждого европейского города».

При обновлении рейтингов были учтены:

1. Структура экономического комплекса города и динамика ключевых показателей

Белая Церковь имеет диверсифицированную экономику, что предоставляет дополнительные конкурентные преимущества перед другими городами Украины. В городе зарегистрировано более 3 тыс. предприятий и учреждений, и почти 12 тыс. частных предпринимателей. В 2018 году наблюдался дальнейший рост ряда показателей социально-экономического развития: объем освоенных капитальных инвестиций по сравнению с 2017 годом вырос на 76% до 1 млрд грн., розничный товарооборот - на 16,7% до 4,3 млрд грн., объем выполненных строительных работ - на 24,7% до 0,31 млрд грн. Средняя заработная плата, хотя и выросла почти на четверть за последний год, остается ниже, чем в среднем по стране. В целом большинство показателей состояния экономики и хозяйственного комплекса города (в т. ч. в пересчете на душу населения) соответствуют средним по стране значением, однако уступают аналогичным показателям г. Киева и ряда областных промышленных центров.

2. Конкурентные преимущества и недостатки по сравнению с другими городами страны

Белая Церковь имеет отличную логистику, значительное количество учебных заведений (по разным профилям) и развитую обслуживающую, коммунальную и социальную инфраструктуру. В городе функционирует 2 индустриальных парка, общей площадью около 50 га, ключевые региональные институты по предоставлению административных услуг также расположены в городе (ЦПАУ, разрешительный центр). Конкуренция для бизнеса и стоимость трудовых ресурсов является умеренной, в отличие от г.Киева и отдельных областных центров. В то же время, наблюдается определенная конкуренция за трудовые ресурсы со стороны Киева, что обусловлено относительной близостью столицы к городу.

3. Эффективность финансовой политики и показатели бюджета

По сравнению с 2017 годом общие поступления в бюджет города в 2018 году выросли на 7,2% и составили 1,98 млрд грн. Собственные доходы бюджета города за соответствующий период увеличились на 17,2% - до 0,9 млрд грн., а доля налоговых поступлений в их структуре составила 91%. Указанные поступления достаточно диверсифицированы по плательщикам и источниками, что обеспечивает относительную стабильность и прогнозируемость поступлений в бюджет. Уровень бюджетной обеспеченности в 2018 году составил 4,3 тыс. грн., что несколько ниже среднего значения для местных бюджетов. Бюджет города остается зависимым от финансирования из бюджетов других уровней, поскольку такие поступления позволяют финансировать значительную часть расходов социальной направленности. В 2018 году бюджет города выполнен с дефицитом в сумме 11,7 млн грн., что обусловлено значительным объемом капитальных расходов в соответствующем периоде (255,4 млн грн. в 2018 году против 173,5 млн грн. в 2017 году). Такой дефицит был профинансирован за счет остатков средств на счетах, что привело к снижению показателя ликвидности бюджета (4,4% на конец 2018 года, против 4,8% на конец 2017 года).

4. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов

За 2018 год уровень консолидированной долговой нагрузки на доходную часть бюджета (без учета трансфертов) вырос на 1,1 п. п. и на 01.01.2019 г. составил 4,1%. У города есть потребность в привлечении дополнительного финансирования, в том числе на восстановление объектов городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, что может привести к привлечению значительного объема долгового финансирования коммунальным сектором города и соответствующему увеличению объема консолидированного долга в среднесрочной перспективе.

По мнению агентства, влияние негативных факторов на экономику и финансовую состоятельность города остается значительным. Несмотря на то, что промышленный комплекс частично адаптировался к рискам, которые возникли в связи с военным конфликтом на востоке Украины и введением торговых ограничений между Украиной и РФ, трансформационные процессы одного из ключевых производственных предприятий (ЧАО «Росава») могут оказывать значительное влияние на доходную часть бюджета города, функционирование смежных отраслей локальной экономики и уровень расчетов за коммунальные услуги.

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Белая Церковь, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.

Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресс-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua