Печать

IBI-Rating подтвердило кредитный рейтинг и рейтинг инвестиционной привлекательности города Харьков

17.05.2021
Национальное рейтинговое агентство IBI-Rating сообщает о подтверждении кредитного рейтинга г. Харьков на уровне uaA+ с прогнозом «в развитии» и рейтинга инвестиционной привлекательности на уровне invАА.

Такие уровни рейтингов отражают отличную инвестиционную привлекательность и высокую способность города рассчитываться по своим обязательствам. Прогноз «в развитии» указывает на высокую вероятность изменения кредитного рейтинга на протяжении года. В настоящее время такой прогноз применяется ко всем субъектам рейтингования. Он обусловлен усилением неопределенности относительно действия органов власти и хозяйствующих субъектов в случае обострения эпидемиологической ситуации в Украине и мире.

При обновлении рейтингов были учтены:

1.Структура экономического комплекса города и динамика ключевых показателей
Город Харьков имеет мощный промышленный комплекс, характеризуется значительным удельным весом высокотехнологичных и инновационных предприятий, продукция которых реализуется, в том числе на экспорт. Объем экспорта товаров из г. Харьков в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличился на 12,7 млн долл. США и составил 926,5 млн долл. США (против 913,8 млн долл. США в 2019 году). Также Харьков выделяется существенным объемом экспорта услуг. Сальдо внешнеэкономической деятельности по торговле услугами у Харькова в расчете на 1 человека в 2020 году составило 218,8 долл. США (против 115,3 долл. США по стране в целом). За 2020 год объем розничного товарооборота предприятий г. Харьков вырос на 2,4%. Реализация товаров на одного жителя города по результатам 2020 года составила 34 965 грн, что выше, чем показатель по Украине в целом.
На развитие экономики г. Харьков существенное влияние имеет малый бизнес. Количество физических лиц-предпринимателей на начало 2021 года составляло 116 111 (за 2020 год их количество выросло более чем на 3 тыс.). Поступления платежей в бюджет города от физических лиц-предпринимателей по результатам 2020 года составили 2,58 млрд грн, что сформировало 23% налоговых поступлений.

2. Конкурентные преимущества по сравнению с другими городами страны
В Харькове локализованы ключевые органы государственной власти региона. Город является крупным логистическим узлом, через который проходит ряд транспортных потоков общегосударственного значения. Преимуществами Харькова является наличие качественной промышленной и торговой инфраструктуры, что способствует развитию бизнеса. Также город имеет значительный кадровый потенциал, в том числе, высококвалифицированных специалистов и ученых - благодаря наличию значительного количества научно-технических организаций и высших учебных заведений. При этом, конкуренция для бизнеса и стоимость трудовых ресурсов ниже, по сравнению со столицей. Местные власти проводят активную работу относительно поддержки предпринимательства, создания положительного имиджа города и реализации инвестиционных проектов, направленных на его развитие. В 2019 году в Харькове был открыт Научный парк «Синергия», миссией которого является развитие научно-технической и инновационной деятельности, выступает бизнес-инкубатором, где ученым будут помогать коммерциализировать свои идеи и разработки. Также в городе работает коммунальное учреждение «Офис реформ», который занимается внедрением новых технологий во все сферы жизнедеятельности: построение коммуникации городских властей и горожан, создание «умного» города, внедрение смарт-технологий и электронного управления.

3. Эффективность финансовой политики и показатели бюджета
Объем собственных доходов в расчете на одного жителя составляет 8,33 тыс. грн, что превышает показатель по Украине в целом. Показатель налогоспособности бюджета (НДФЛ на 1 жителя) г. Харьков выше среднего по стране, из-за чего к городу применяется механизм горизонтального выравнивания - средства перечисляются в государственный бюджет в виде реверсной дотации, которая за 2020 год составила 351 998,9 тыс грн (на 16,26% больше, чем в 2019 году). За 2020 год в бюджет г. Харьков поступило 14 210,2 млн грн (-1,7 млн грн или -10,77% по сравнению с предыдущим годом). Снижение доходов в основном было обусловлено уменьшением объема трансфертов в связи с передачей финансирования государственных социальных программ Министерству социальной политики и оплатой медицинских услуг населению Национальной службой здоровья Украины, что предусмотрено вторым этапом медицинской реформы. При этом собственные доходы местного бюджета выросли на 6,61%, а их удельный вес в бюджете города увеличился на 13,7% и составил 84% от общего объема доходов. Удельный вес защищенных статей в объеме расходов общего фонда бюджета 2020 года составил 68,1%.

4. Чувствительность бюджета и экономики города к воздействию негативных факторов
Выполнение бюджета г. Харьков за 2020 год осуществлялось под влиянием ряда факторов, обусловленных распространением острой респираторной болезни COVID-19 и принятием Правительством мер поддержки малых и средних предприятий. Но, несмотря на это, показатели бюджета города по собственным доходам 2020 года были выполнены на 100,1%. Это свидетельствует о взвешенном планировании и эффективном управлении доходами, что снижает чувствительность бюджета к негативным факторам.
У Харькова есть потребность в привлечении дополнительного финансирования, в первую очередь - на модернизацию объектов городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. С целью реализации инвестиционных проектов Харьков активно сотрудничает с инвесторами, в том числе, с международными. Харьковский городской совет предоставляет гарантии коммунальным предприятиям, реализующим инфраструктурные проекты с привлечением средств иностранных инвесторов. По состоянию на 01.01.2021 г. сумма предоставленных гарантий в эквиваленте в национальной валюте составила 5 108,68 млн грн (против 311,9 млн грн по состоянию на 01.01.2020 г.). При этом объем фактических остатков по гарантированным кредитам составлял 504,66 млн грн. Соотношение прямого долга городского совета к собственным годовым доходам бюджета Харькова является умеренным, а консолидированная долговая нагрузка является существенной, что, повышает чувствительность бюджета города к валютным рискам. Вместе с тем риски частично смягчаются за счет долгосрочного периода погашения основной суммы долга по договорам субкредитования и отсутствия пиковых нагрузок. Также стоит заметить, что в настоящее время все коммунальные предприятия самостоятельно и своевременно выполняют свои обязательства по кредитам.

Для проведения аналитического исследования были использованы материалы, полученные от города Харьков, в том числе: показатели социально-экономического развития, статистические данные, казначейская отчетность, программные материалы, другая необходимая внутренняя информация, а также информация из открытых источников, которую Рейтинговое агентство считает достоверной.

ІBI-Rating
 – крупнейшее украинское рейтинговое агентство. Работает с 2005 года и имеет статус уполномоченного на проведение рейтинговой оценки от НКЦПФР. Предоставляет профессиональные услуги по кредитно-рейтинговой оценки и консультированию. Единственное агентство в Украине, имеющее действующее двустороннее партнерство с европейским рейтинговым агентством BCRA, сертифицированным в ESMA.

Муниципальный департамент
За дополнительной информацией обращайтесь:
Пресc-служба IBI-Rating
(044) 362-90-84
press(at)ibi.com.ua